Концепции развития инклюзивного образования в
муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан
Одним из направлений модернизации современного образования в России является развитие инклюзивного образования на основе традиционной и специализированной систем обучения.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью. Достижение цели обеспечивается в процессе развития образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование в условиях развивающей образовательной среды, при решении следующих задач:
− разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей введение инклюзивного обучения в педагогическую практику школы;
− создание системы ранней диагностики и выявления детей–инвалидов и детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;
− формирование программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров для работы с детьми–инвалидами, с ОВЗ в контексте инклюзивного образования.
− создание безбарьерной образовательной среды.
В муниципальном районе Белебеевский район РБ предоставление образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных организациях и организациях дошкольного образования.
На территории муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в 2024-2025 учебном году функционируют 23 общеобразовательные организации, в которых обучаются 888 учащихся с ОВЗ, из них 60 детей-инвалидов. По адаптированным программам обучаются 801 человек (в том числе 27 учащихся с умственной отсталостью).
Квалифицированной коррекционной помощью охвачено более тысячи детей дошкольного возраста. Количество детей – инвалидов 54 человек, количество детей с ОВЗ, не имеющих инвалидности – 926 человек. В 20 дошкольных организациях осуществляют деятельность психолого-педагогические консилиумы.
В 7 инклюзивных классах Белебеевской школы-интерната основного общего образования, реализующей образовательные программы общего образования, обучается 14 детей-инвалидов: из них 5 человек занимаются по системе полной инклюзии (это обучение в классе по индивидуальному образовательному маршруту, посещение психологических, логопедических, дефектологических занятий во внеурочное время, занятий по адаптивной физкультуре, общешкольных мероприятий). Еще 9 детей охвачены частичной инклюзией: они обучаются на дому, в школе посещают психологические, логопедические, занятия с дефектологом, внеклассные мероприятия.
В 23 общеобразовательных организациях для 60 детей-инвалидов организовано совместное обучение с лицами, не имеющих нарушений развития. Данные образовательные учреждения обеспечивают доступность получения образования для детей-инвалидов, в частности: приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий. На входах установлены пандусы, а также мобильный электроподъёмник для инвалидов-колясочников. Переоборудовано внутреннее пространство школ, расширены дверные проемы, оборудованы залы для адаптивной физкультуры, тренажерные залы, сенсорные комнаты. Установлены ионизаторы, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, специальная мебель и многое другое.
Об итогах регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России в 2024г"
Педагогическая деятельность с обучающимся с ОВЗ в специфике ФОАП, вступающих в силу с 1 сентября