1. Цели, задачи
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Результаты профориентационной работы с обучающимися связаны не только с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики и её развитием, но и в первую очередь с удовлетворением интересов и потребностей самих обучающихся. Среди личностных результатов освоения образовательной программы выделяются готовность обучающихся к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
При реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях необходимо создавать условия, способствующие профессиональному самоопределению обучающихся. Знакомство с миром профессий у ребёнка начинается ещё в дошкольном возрасте.
На уровне начального образования на уроках по окружающему миру дети знакомятся с миром профессий. На уровне основного общего и среднего общего образования углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение), реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении указанных учебных предметов, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития.
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.
Значимость проблемы подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению отмечена в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» №204 от 07.05.2018 и ряде других нормативных документов (распоряжение Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования»», Стратегия развития национальной системы квалификаций РФ на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональном квалификациям (протокол от 12.03.2021 №51).
Создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования.
Повышение эффективности профилизации на ступени среднего общего образования.
Цели:
1. Создание условий для эффективного развития муниципальной системы, направленной на профессиональную ориентацию обучающихся, а также содействие в становлении профессионального самоопределения, формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности/конкретной профессии.
2. Совершенствование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с учетом потребностей регионального рынка труда.
3. Повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования
4. Создание условий для совершения осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования
Задачи:
- по обеспечению информированности обучающихся НОО, ООО, СОО об особенностях различных сфер профессиональной деятельности:
1. Создание единой информационной среды для развития профориентационной работы в муниципальном районе Белебеевский район Республики Башкортостан и обеспечения информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности (атлас перспективных профессий в региональной экономике).
2. Совершенствование механизмов ранней профориентации обучающихся (в том числе с категорией детей с ОВЗ).
3. Обеспечение максимального участия обучающихся в Днях открытых дверей, организованных профессиональными организациями.
4. Формирование системы социального партнёрства школ с организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, вузами и предприятиями экономической и социальной сферы.
- по выявлению предпочтений обучающихся ООО, СОО в области профессиональной ориентации:
5. Создание эффективной системы выявления предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации обучающихся на основе анализа рынка труда региона и удовлетворению потребностей экономики Республики Башкортостан.
6. Проведение мониторинговых исследований по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации.
7. Проведение диагностики способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
8. Создание и реализация в сотрудничестве с социальными партнерами муниципальных программ и моделей самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, охватывающие все уровни общего образования, учитывающие потребности регионального рынка труда.
- по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся ООО, СОО (в том числе обучающихся с ОВЗ):
9. Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации.
10. Повышение охвата обучающихся различными профориентационными мероприятиями.
11. Развитие конкурсного движения профориентационной направленности, обновление содержания профориентационной работы в школе, участия в федеральных программах и региональных проектах профессионального самоопределения обучающихся, использование ресурсов образовательных платформ «ПроеКТОриЯ» и проекта «Билет в будущее».
12. Осуществление психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации и содействие в поступлении обучающихся в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Республики Башкортостан.
13. Создание комплексной системы межведомственного взаимодействия и развития механизмов непосредственного вовлечения, работодателей, представителей бизнеса, представителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в профориентационную деятельность, а также родителей, направленной на укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения потребности предприятий, осуществляющих деятельность на территории региона.
2023-2024 учебный год
2024-2025 учебный год
2/3. Показатели и мониторинг
2023-2024 учебный год
Выгрузка-мониторинг по реализации Профминимума на конец мая 2024 года в МР Белебеевский район РБ
Мониторинг профессиональных предпочтений и склонностей обучающихся 6-11 классов с 2020 по 2024 годы
Федеральная выгрузка по уровням реализации Профминимумуа в 2024 учебном году (весна)
Федеральный мониторинг по исполнению квоты на участие в проекте "Билет в будущее" от 01.12.2023 года
на 2024-2025 учебный год
Отчет об исполнении Плана мероприятий по развитию профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе детей-инвалидов и с ОВЗ за 2024 год
4. Анализ результатов мониторинга
Результаты мониторинга анализируются экспертной комиссией с использованием математической статистики.
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей и подготовка адресных рекомендаций по каждому направлению деятельности в зависимости от результатов анализа мониторингов обеспечивает:
- анализ результатов по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках мероприятий и конкурсов муниципального и межмуниципального уровней, проводимых с учетом выявления наиболее востребованных отраслей экономики муниципального образования;
- анализ работы психолого-педагогических служб в образовательных организациях;
- анализ результатов участия в чемпионатах профмастерства различного уровня;
- анализ результатов по взаимодействию с учреждениями/ предприятиями/общественными организациями муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан;
- анализ результатов по проведению ранней профориентации обучающихся, в том числе в рамках проекта «Билет в будущее»;
- анализ результатов проведения профориентации обучающихся с ОВЗ (количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях, в том числе, в конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»);
- анализ предпочтений обучающихся в области предметных знаний (анализ количества обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне/по профилю);
- анализ количества обучающихся по программам дополнительного образования (занимающихся в кружках/ секциях профильной направленности)
- анализ результатов по взаимодействию с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (доля поступления в СПО как результат профориентации на рабочие специальности)
- анализ результатов по профориентации на специальности высшего образования (доля поступления в образовательные организации высшего образования, индекс подготовки к ЕГЭ).
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа может быть направлена следующим субъектам образовательного процесса:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- педагогам образовательных организаций;
- образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).
2023-2024 учебный год
Анализ по итогам организации воспитательной деятельности за 2023-2024 учебный год
Анализ проведенных профессиональных диагностик обучающихся за 2020-2024 учебный год
5.Адресные рекомендации по результатам анализа
2023-2024 учебный год
Анализ проведенных профессиональных диагностик обучающихся за 2020-2024 учебный год
Методические рекомендации "Об организации профессиональных проб"
Методические рекомендации "Организация профориентационной работы в муниципальных образованиях РБ"
Методические рекомендации "Профминимум"
Настольная книга по ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Презентация "Школьные координаторы-2023-2024" в Башкирии
2024-2025 учебный год
6. Мероприятия, меры, управленческие решения
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан:
- принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению обучающихся муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан;
- проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
- проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями/ предприятиями/общественными организациями города и района, образовательными организациями, практической подготовки;
- проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация комплекса мер, направленных на популяризацию конкурсного движения профмастерства (в том числе среди лиц с ОВЗ);
- проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия;
- проведение иных профориентационных мероприятий.
2023-2024 учебный год
Приказы о проведении Всероссийских родительских собраний в 2024 году
Приказ №698 от 25.08.2023 г. "Об участии в открытых уроках "Проектория""
Приказ №969 от 07.11.2023 г. "О реализации проекта "Профилум""
Приказ №49 от 26.01.2024 г. "О реализации Единой модели профориентации ПРОФМИНИМУМ"
Приказ №320 от 05.04.2024 г. "О реализации проекта "Билет в будущее" в 2024 году"
Справка о проведении муниципального конкурса "Лучший профориентационный уголок - 2023"
Справка о проведении муниципального конкурса сочинений "Я в профессии - 2024"
2024-2025 учебный год
Приказ №656 от 26.08.2024 г. "О реализации проекта «Билет в будущее» в 2024 году"
Приказ №751 от 23.09.2024 г. "О проведении муниципального конкурса детского рисунка «Профессии моих родителей»"
Справка по итогам муниципального конкурса рисунков Профессия моих родителей
7.Анализ эффективности принятых мер
2023-2024 учебный год
Анализ по итогам организации воспитательной деятельности за 2023-2024 учебный год
Анализ проведенных профессиональных диагностик обучающихся за 2020-2024 учебный год
Аналитический отчет об исполнении Плана мероприятий по развитию в муниципальном районе профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей-инвалидов и с ОВЗ за 2023 год